01:26 

Не проходите мимо, или Люди, которые нас вдохновляют

Aie Turqueza
Ин гроссен фамилие нихт клювен клац-клац
Некоторые вещи становятся понятны только тогда, когда проходит время и становятся на место все части паззла.
Меня, любительницу системных эффектов, всегда восхищало то, как отдельные события нашей жизни переплетаются подчас самым причудливым образом, и дают в итоге удивительный результат. И взмах крыльев бабочки порождает торнадо...
Семнадцать лет прошло, а вот вспомнила.

Была у меня классе в 5-7 учительница русского языка и литературы, Ирина Дмитриевна. Из числа тех учителей, которые не просто нравятся, а о которых помнишь что-то особенное - необычный стиль преподавания, или личное обаяние, или еще что-нибудь. Про нее лично я помню не слишком много, все-таки мала еще была. Только то, пожалуй, что она совсем не казалась строгой, но при этом держала нас, беспокойных десятилеток, едва ли не железной рукой:) Ну, и именно она, вкупе с пристрастием к чтению, дала мне понимание языка и чуть ли не в кровь вошедшую грамотность.
Но вспомнила я о ней не из-за этого:)

В 5-6 классе я ненавидела писать сочинения. С отвращением и тоской выводила под диктовку мамы очередной опус на тему "Как я провела лето" и тихой паникой встречала новое задание. Мама уговаривала, стыдила, стращала - но втуне.
Правда, во 2 классе я по собственному почину написала сказку. Ее даже вклеили мне в выпускной альбом по окончании начальной школы... Но что-то там не задалось, и это осталось единичным опытом, никак не повлиявшим на мою любовь и способности к сочинительству.
А вот Ирине Дмитриевне и то, и другое разбудить удалось.

Я это до сих пор хорошо помню: нам, 6-7-классникам, задали внезапно и впервые сочинение на свободную тему. Совсем свободную: "Я хотел(а) бы вам рассказать..." И времени - сдвоенный урок литературы. Помню, как перепугалась, предчувствуя очередной провал, но тут пришло озарение. Была у меня уже тогда одна большая любовь - чтение - и, похоже, настолько сильная, что желание поделиться своим восторгом пересилило страх. Впервые я писала о том, что было мне по-настоящему интересно. И в чем я, кстати, чувствовала себя большим спецом:)

Я потом сильно волновалась: ну, кому интересно, как мне нравится главный герой "Всадника без головы" и за что я люблю истории об индейцах?!... И тут, представляете, я не просто получаю первую самостоятельно заслуженную пятерку - мое сочинение читают перед всем классом, как образец глубокого содержания и талантливого изложения.
Это был триумф!!!
Я, хроническая неудачница от литературы, почувствовала и осознала себя героиней дня - человеком, способным увлекать, передавать чувства и опыт и вдохновлять...

У нас потом было много свободных тем, и даже по программным произведениям можно было написать что-то свое - то, что о них хотелось говорить и о чем было интересно думать. Какую гордость я чувствовала, когда слышала от взрослого, уважаемого человека не просто похвалу, а вдумчивый анализ того, что я, семиклассница, в своем сочинении написала! Помню, я на полном серьезе рассуждала о мотивах и психологических последствиях действий героев Тургенева - это, кажется, были "Ася" и "Первая любовь":) И это был ценный опыт - узнать, что вот здесь я права, а здесь - не все учла и немного ошиблась в выводах.
Еще я носила Ирине Дмитриевне свои первые стихи - у меня для них была специальная тетрадка, оформленная "рисунками автора" и переводными картинками. И было восхитительное чувство сопричастности, когда она рассказала мне, что в институте тоже писала стихи. Я еще просила почитать, но мне почему-то было отказано... теперь я, впрочем, хорошо понимаю, почему:) Но тогда это не обидело.

А потом золотой век кончился, и начались суровые будни: другой преподаватель, строго заданные темы и четко диктуемая "линия партии" в отношении содержания и допустимых мнений. Нет, я имела все ту же пятерку, и ярлыки "лучшее сочинение" по-прежнему цепляли к моим работам, но это было уже не то... Места для вольнодумства и оригинальных суждений не осталось.
И вот на днях это все вспомнилось, зашевелилось в душе...

Не так давно мой внутренний Наблюдатель веселился и удивлялся, когда я к 27 годам осознала, что душа моя хочет вовсе не психологии, которой я столь усердно обучалась, не эмоционального драйва тренингов и даже не утонченного действа индивидуальной терапии, а вовсе даже другого: писать. Я вдруг вспомнила тогда давно и прочно забытое: как в 15-17 лет мы с подружкой на двоих писали юмористические истории, как переиначивали классические тексты и вели классную стенгазету... Вспомнила стопку рукописных "детективов", переплетенных в самодельные обложки, "глянец" на которые наводился липкой лентой. Вспомнила многостраничные дневники, содержавшие, как ни странно, не только записи о девчачьих переживаниях и мальчиках... И стало смешным собственное многолетнее недовольство и недоумение, когда на профориентационный вопрос: "Что ты любишь делать больше всего?.." - первым ответом я неизменно выдавала: "Читать книги". Подсознание - оно не врет:)

Вообще, этот пост - чистой воды дань благодарности и желание восстановить и сохранить для себя частичку прекрасного опыта. Очень ресурсные воспоминания... Так - всё начиналось.
Как прекрасно, что именно тогда рядом со мной оказался человек, который не просто дежурно похвалил наивное детское творчество, но отнесся серьезно и бережно. Я тогда впервые почувствовала и поверила, что мне - есть что сказать. До сих пор верю:)
И как прекрасно, если каждый в своей жизни получит такую поддержку. Особенно в самом начале пути, когда все еще так зыбко и ненадежно... Не проходите мимо.

@темы: эффект бабочки, около литературы, о себе, люди

URL
Комментарии
2013-05-29 в 01:29 

Перечитала весь дневник, затаив дыхание: "Есть ли здесь хоть полстрочечки про меня?" Теперь довольно улыбаюсь - нашла)))) (Эгоистка)

URL
   

Ловец Слов

главная