Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:07 

Главное, ребята, сердцем не стареть!

Aie Turqueza
Ин гроссен фамилие нихт клювен клац-клац. И вообще - нихт клац-клац...
Традиции аристократического образования, радость творчества и секрет молодости

Профессия: император.

Не так давно я читала статью о Николае II. Не обсуждая противоречивости самой фигуры последнего российского императора, скажу о том, что поразило меня в его биографии. Это была история его образования — начавшегося с ранних лет обучения и воспитания наследника престола, будущего правителя великой страны.
Николай получил углубленную подготовку в областях, имеющих отношение к управлению государством: истории, юриспруденции, политэкономии и военном деле. Кроме того, будущий император изучал основные естественные и гуманитарные науки, языки, рисовал и занимался музыкой. Преподавателями его были выдающиеся люди того времени, лучшие специалисты в своих областях. Мальчик, а затем и юноша, получал всестороннее образование, приличествующее его будущей деятельности и положению.
В тот момент меня посетило сожаление, что эта система обучения и воспитания, готовившая глубоко и разносторонне образованного человека и формировавшая личность и мировоззрение, ушла в прошлое. Есть в этом что-то, обещающее полноту реализованности, возможность действовать и быть эффективным...


Радость творчества

Лет с двадцати меня мучила смутная тревога. В мире столько прекрасных занятий, люди делают столько всего красивого, полезного, интересного — а я вот едва-едва, со скрипом, овладеваю будущей профессией, с каждым днем все больше понимая, что ВУЗовское образование так же далеко от практики, как я от Луны. Среди моих однокурсников попадались умельцы — ребята, вопреки или параллельно обязательному и общеобразовательному освоившие какую-нибудь область деятельности. Хорошие фотографы. Художники. Адепты верховой езды, интеллектуальных игр, бисероплетения и спортивного ориентирования на местности....
О, это были счастливчики! Будучи такими же студентами, как и я, они были интересны — в отличие от остальных, замечательных только туманной перспективой стать когда-нибудь представителями модной профессии. И кроме того, жизнь их, кажется, тоже была интересна. Мне она виделась яркой, насыщенной... полной смысла. Не какого-то заумного, умозрительного и отвлеченного, а самого что ни есть конкретного, практического смысла — счастья создавать, творить. Классно делать дело, пользоваться своими способностями... Проявлять себя в мире.

Будучи студенткой, честно влюбленной в свою будущую профессию, я начала тогда дополнительно учиться психологии, захватывая всевозможные смежные области. Брала исключительно прикладные курсы, отвечающие прежде всего на вопрос «how to?» - как делать. Как консультировать, как работать с ментальными установками, как использовать на благо души и тела восточные практики.
Именно тогда я впервые ощутила это восхитительное чувство — радость, уверенность, полёт! Я — умею. Еще вчера не могла, а сегодня — пожалуйста! Вот они, мои действия, и вот мой результат. Видимый, слышимый, осязаемый... воплотившийся в улыбке человека, которому я смогла помочь, или в статье, которую я написала, или в собранной мною в качестве менеджера группе на тренинг. Это было прекрасно.
С тех пор прошло немало времени, но желание вновь пережить этот полёт сегодня так же сильно, как и десять лет назад. Это желание заставило меня перепробовать много разных дел, вплоть до хождения по горам, создания сайтов и изготовления народных кукол. Привело меня к забытому на долгие полтора десятилетия любимому делу, которое сейчас становится моей второй (или третьей?..) профессией. Подарило множество удивительных впечатлений, возможных только в уникальном сочетании места, времени и деятельности... И привело в мою жизнь прекрасных, интересных людей — коллег, единомышленников, друзей.
Желание учиться новому. Не просто узнавать — осваивать на практике. Делать.

Было только одно «но», омрачавшее временами мою радость. В силу недолгой практики, нехватки времени или желания я не могла стать высококлассным профессионалом в каждой из этих областей. А мысль о том, что «либо делай идеально, либо не делай вовсе» — очень сильна. Перфекционизм едва не погубил несколько моих начинаний, когда после очередного обучения я вдруг понимала, что не готова делать из этого еще одну работу, бизнес, — и разочаровывалась в новой сфере деятельности. Понадобилось еще несколько лет, чтобы однажды прийти к счастливому озарению: радость, которую ты получаешь, занимаясь тем или иным делом, — лучший показатель или критерий! Не деньги, не статус, не формальное признание тебя мэтром и даже не количество заказчиков или клиентов у твоей двери... Радость!
Это было как откровение. «Драм-кружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота!» И не важно, что я никогда не стану оперной певицей или актрисой театра, а главные почитатели моих талантов — двухлетняя дочка, которая любит петь со мной песни, и ее двоюродный брат, по три раза на день героически побеждающий в моем лице разнообразных киношных злодеев... Вот только фотографировать толком я так и не научилась:)


Секрет молодости

Герой романов Бориса Акунина, Эраст Петрович Фандорин, отметив свое пятидесятилетие, внезапно ужаснулся приближающейся старости. Утрата сил, здоровья и возможностей напугала его, как ничто другое. И тогда этот умный и талантливый человек подошел к проблеме системно, выработав особую концепцию, следование которой должно было избавить его от минусов умножающегося возраста, сохранив при этом несомненные плюсы — приобретенный опыт и жизненную мудрость.
Вот что у него вышло:
«Жизнь не может быть спуском, только подъемом — до самого последнего мига. Это раз.
[...]Если человек живет правильно, течение времени делает его не беднее, а богаче. Это два.
Старение должно быть выгодной торговой операцией, натуральным обменом физической и умственной крепости на духовную, внешней красоты — на внутреннюю. Это три.
Все зависит от сорта твоего вина. Если оно дешевое, от возраста скиснет. Если благородное, станет только лучше. Отсюда вывод: чем человек делается старше, тем качественнее он обязан становиться. Это четыре.
Ну и пятое. Физической и умственной крепостью Эраст Петрович поступаться тоже был не намерен. Для этой цели он разработал специальную программу.
В каждый следующий год жизни нужно осваивать новый рубеж. Даже два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно.
Довольно быстро составился перспективный план грядущей экспансии — и такой, что следующих пятидесяти лет могло не хватить.
Из пока еще не осуществленных задач интеллектуального направления Фандорин намеревался: выучить, наконец, как следует немецкий язык, поскольку война с Германией и Австро-Венгрией, очевидно, неизбежна; освоить китайский (тут одного года мало, понадобится два — и то лишь благодаря тому, что иероглифику он уже знает); восполнив постыдный пробел в мирознании, капитально познакомиться с мусульманской культурой, для чего надо будет выучить арабский и проштудировать в оригинале Коран (клади года три); прочитать классическую и современную литературу (на это у Эраста Петровича вечно недоставало времени) — и так далее, и так далее.
Из задач спортивных, ближайшего периода: научиться управлять аэропланом; посвятить годик любопытному и полезному для координации движений олимпийскому развлечению — прыжкам с шестом; заняться альпинизмом; непременно освоить бесскафандровое водолазание с ребризером нового типа, где усовершенствованный регулятор подачи кислорода дает возможность совершать длительные погружения на значительную глубину. Эх, всего не перечислишь!» [Б. Акунин, «Весь мир театр»]
Надо сказать, что план свой Эраст Петрович не выполнил буквально, заменив некоторые пункты другими, согласно своим меняющимся интересам и требованиям момента. За несколько первых лет он изучил испанский и итальянский языки, античную и новую философию, освоил джигитовку, езду на мотоцикле и жонглирование, усовершенствовал свои умения в японском фехтовании, а также всерьез занялся прикладными исследованиями в области химии и криминалистики. В тот год, когда мы встречаем героя на страницах романа, «ему показалось логичным от жонглирования перейти к канатоходству — отличное средство для укрепления физического и нервного равновесия.»

Когда я впервые читала этот отрывок, я улыбалась. Забавно! Но еще больше захватила меня идея, стоящая за строками: идея о том, как сделать свою жизнь наполненной, как оставаться живым, заинтересованным и увлеченным жизнью. Не останавливаться в развитии!
Оставим в стороне выдающиеся достижения Эраста Петровича — он, во-первых, все-таки литературный герой, а во-вторых — уникум. И пусть не испанский язык в совершенстве и не управление аэропланом — но все же...
Что нового я научилась делать за последний год? За два года? За месяц?
А что — хотела бы?..
Моя «фишка месяца» — теперь я веду блог:)


Нервные клетки — восстанавливаются!

Когда я училась в школе, в моем окружении была популярна присказка: «Нервные клетки не восстанавливаются!» Подразумевалось, видимо, что стрессы, болезни и экология, вкупе с невыносимым поведением ближайших родственников и коллег, медленно, но верно убивают мозг, из последних сил сопротивляющийся преждевременному разрушению. Научно доказано — старость не радость...
И каково же было мое изумление, когда в институтском курсе по нейропсихологии нам рассказали об исследованиях, с определенностью подтверждающих: восстанавливаются!!! Правда, не сами по себе и не без выполнения определенных условий.
Условия эти — необходимость построения новых нейронных связей в мозге, прокладывания новых «дорожек» от одной области к другой. Говоря проще, нужно, чтобы органы чувств видели, слышали и осязали нечто новое, чтобы мысль шла непроторенными путями, чтобы тело осваивало новые умения, а сердце чувствовало так, как никогда раньше. Не количественные изменения — качественные!
Мне тогда было лет двадцать, я не читала еще о концепции Фандорина и явно не заботилась о том, как отодвинуть приближающуюся старость. Но помню, результаты этих исследований настолько поразили меня, что я тогда дала себе слово — никогда не останавливаться. Развиваться, учиться, узнавать. Меняться и расти.

Я пишу это с мыслью о том, как прекрасно, если многие и многие люди откроют в себе дремлющие до поры способности, откроют для себя насыщенную, полную радости жизнь — и будут чувствовать себя живыми! Я мечтаю видеть вокруг счастливых людей. Тех, кто однажды заглянул в себя, и обнаружил там — талант, увлечение, любовь. И открыл для себя радость творить, познавать мир и двигаться вперед!

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Копирайт. Все, что имеет в этом дневнике тег "статьи" - плод авторского труда, результат вложенного времени и сил. Для меня важно получать обратную связь на свои работы, будут ли это комментарии к записям или статистика посещений конкретной страницы. Поэтому, если вы выкладываете мои тексты где-либо еще, добавляйте, пожалуйста, прямую ссылку на источник (yu-ai.diary.ru) и указывайте авторство (Aie Turqueza). Если вы сообщите, где статью выложите, мне будет вдвойне приятно.

@темы: статьи, психология, практика - двигатель прогресса, люди, копирайт - копируй правильно!

URL
   

Ловец Слов

главная